Судья глазами студента
Представления студентов-юристов о профессионально важных качествах судьи
Каждая профессия имеет свои особенности и предъявляет свои требования для успешного выполнения. Но среди всех профессий есть те, которые требуют повышенного внимания к психологической стороне выполняемых функций. Таковой, на наш взгляд, является профессия судьи.
Профессиональная деятельность судьи существенно затрагивает права и интересы людей. Выступая в глазах общества в роли представителя закона, судьи несут повышенную нравственную ответственность за свои действия и решения. К ним всегда предъявлялись повышенные требования, что объясняется особым доверием к ним со стороны общества и ответственным характером выполняемых функций.
Целью нашего исследования было выявление имплицитных представлений о профессионально важных качествах судьи студентов – будущих юристов. Мы считаем важным выяснить, как потенциальные представители данной профессии видят образ «успешного судьи», с какими личностными качествами они связывают его, что, несомненно, играет не последнюю роль в собственном профессиональном становлении будущих юристов. В исследовании приняли участие студенты 5 курса юридического факультета (общее количество – 108 человек, 61 юноша и 47 девушек, средний возраст – 22 года). Студентам предлагалось составить психологический портрет (описание) «успешного юриста». В результате анализа полученных ответов было выбрано 20 наиболее часто встречающихся качеств: общительность, доброжелательность, способность к публичным выступлениям, лидерские качества, наблюдательность, хорошая память, способность к анализу и обобщению информации, умение прогнозировать, профессиональная грамотность, развитая интуиция, эмоциональная устойчивость, целеустремленность, высокая работоспособность, аккуратность, дисциплинированность, способность брать на себя ответственность, принципиальность, честность, бескорыстность, справедливость. Соответственно, мы можем обозначить основные категории: коммуникативная компетентность, познавательные, интеллектуальные способности, эмоционально-волевые качества, организаторские способности, морально-этические качества.
Нам также интересно было узнать, как студенты оценивают выраженность у них обозначенных качеств и компетенций, и каким образом можно повысить их уровень. На втором этапе исследования участникам (в количестве 97 человек, 53 юноши и 44 девушки) было предложено оценить каждое качество по степени его сформированности («слабо развито», «развито на среднем уровне», «сильно развито»), а также ответить на ряд вопросов («Как вы оцениваете уровень приобретенных знаний и практических навыков для работы по профессии?», «Считаете ли вы себя готовым к работе в судебной системе?», «Что вы считаете необходимым для совершенствования образовательного процесса?»).
Результаты: уровень развития коммуникативной компетентности - 48% студентов отмечают высокий уровень, 46% - средний, лишь 6% - низкий уровень; уровень развития познавательных способностей - 54% студентов - высокий уровень, 35% - средний, 11% - низкий уровень; уровень эмоционально-волевой устойчивости - 72% студентов отмечают высокий, 23% - средний, лишь 5% - низкий уровень; организаторские способности - 63% студентов отмечают высокий уровень развития, 21% - средний, 16% - низкий уровень. Что касается морально-этических качеств, 79% студентов считают, что они развиты на высоком уровне, 14% - на среднем уровне и лишь 7% - на низком. На фоне достаточно высоких оценок развития у себя профессионально важных качеств судьи следует отдельно выделить способность к публичным выступлениям: лишь 26% студентов утверждают, что данная способность у них развита сильно, 32% студентов отмечают средний уровень развития, 42% - низкий уровень.
60% студентов высоко оценивают уровень приобретенных знаний и практических навыков для работы по профессии, 40% - на среднем уровне. 58% студентов-выпускников имеют стойкое желание и считают себя готовыми к работе в судебной системе, 30% желают и готовы работать в сфере юриспруденции вне судебной системы (нотариат, юридическая служба), 12% не желают и не готовы работать по профессии. Возможность повышения профессиональных знаний, компетенций и качеств видят в увеличении количества практических занятий, участии в работе конференций, круглых столов с возможностью публично выступить по проблеме.
Данное исследование позволило выявить представления будущих юристов о качествах, важных для успешного осуществления профессиональной деятельности и определить некоторые направления работы по развитию данных качеств, однако, требует дальнейшего изучения.